Принципы, особенности и возможности Монтессори-образования
Мы
все хорошо знаем два традиционных способа обучения детей. С древних
времен практиковалось индивидуальное обучение, когда учитель работал с
одним учеником. В XVII веке Ян Амос Коменский предложил классно-урочное
обучение, учитель стал работать с большим количеством детей, что
позволило сделать образование массовым.
В начале ХХ века Мария
Монтессори совершила революцию в педагогике. Она нашла способ
индивидуального обучения ребенка в группе. Этот способ позволяет
повысить качество образования, сделать его оптимальным для каждого
ребенка. Проявляется и личностный эффект: дети растут свободными,
умелыми, социально контактными.
Способствует этому специальная
образовательная среда: доступные тщательно продуманные привлекательные
учебные Монтессори-материалы; разновозрастная группа, в которой ребенок
приобретает социальные навыки; Монтессори-педагог, который понимает и
принимает индивидуальность каждого ребенка, видит его истинную
потребность в развитии и готов сам постоянно учиться и развиваться,
чтобы не отстать в развитии от детей.
Основные методические принципы
Ребенок связующее звено в цепочке поколений.
Ребенок центр, вокруг которого выстраивается вся школьная жизнь.
Образование ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом в индивидуальном темпе.
Сознание ребенка впитывает все окружающее, как губка.
Ребенок творит себя сам в собственной деятельности.
Особенности Монтессори-школы
Отсутствие классно-урочной системы и системы оценок.
Разновозрастные группы
Наличие
специального развивающего материала, который позволяет ребенку
самостоятельно заниматься и самостоятельно находить и исправлять ошибки.
Ребенок сам выбирает чем заниматься, с кем заниматься, как долго заниматься.
Среда побуждает детей обучать, сотрудничать и помогать друг другу.
Среда и метод побуждают к развитию внутренней самодисциплины.
Задача Монтессори-учителя наблюдение за самостоятельной работой ребенка и помощь в ему в необходимый момент.
Тесное и равноправное сотрудничество педагогов с родителями. Родители равноправные партнеры в образовательном процессе.
Что дает Монтессори-педагогика детям
Монтессори-дети необыкновенно адаптивны. Они умеют работать индивидуально и в группе.
Поскольку
их с раннего детства побуждали самостоятельно принимать решения, они
вырастают решателями проблем, умеющими делать выбор и организовывать
свое время.
Их побуждают обмениваться идеями и свободно
обсуждать свою работу с другими. Хорошие навыки общения облегчают им
вхождение в новые группы.
Исследования показывают, что лучшим
залогом будущих успехов является развитое чувство собственного
достоинства. Монтессори-программы, основанные на деятельности,
побуждаемой внутренней потребностью, а не соревновательным мотивом,
помогают детям сформировать благоприятный «образ Я» и уверенность в
себе. Это позволяет встречать трудности и перемены с оптимизмом.
|