1. если ребенок чуть старше 3х лет, но в принципе требует некоторой
коррекции поведения по крайней мере, можно ли ему посещать ваши занятия?
Ответ: Материалы, предлагаемые в монтессори-группе, интересны детям всех
возрастов (даже взрослым интересны), поэтому посещать занятия могут и
дети постарше. Кроме того, в силу особой организации работы в группе
(ребенок выбирает себе дело сам и работает столько, сколько ему нужно;
ребенок учится договариваться с другими детьми разного возраста и с
взрослыми, кто, с кем (или один), как (с помощью или без) и сколько
времени будет заниматься с определенным материалом), происходит
естественная корректировка поведения ребенка внутри группы, то есть
ребенок приобретает реальные навыки социально-приемлемого поведения. То
есть посещать занятия данному ребенку полезно.
2. можно ли начинать занятия до прохождения семинара (или вообще без него)?
Ответ: Можно, но родителям может быть не все понятно. По нашему опыту, дети
одинаково работают как у мам, посетивших семинар (или индивидуальную
консультацию), так и у мам, получивших информацию о методике
непосредственно в группе. Однако, как правило, после семинара мама уже
может четко определить цели посещения группы и ей легче понять, что
происходит с ребенком, работающим в монтессори-среде (она знает уже о
впитывающем разуме, о сензитивных периодах, о пользе самостоятельного
выбора, об отношении ребенка к оценке, имеет представление о том, как
знакомить ребенка с новым материалом и др.) Пришедшим в группу сразу,
без семинара, труднее, особенно если информацией о системе Монтессори
человек не владеет совсем, поскольку не всегда понятно, как трактовать
поведение и деятельность ребенка, как их регулировать, непонятно также,
каких результатов может достичь ребенок. Кроме того, порой, семинар
помогает родителям поверить в силы и самостоятельность их ребенка, то
есть помогает родителям позволить ребенку развиваться в индивидуальном
(его личном, неповторимом) темпе.
3.
стоит ли начинать занятия если возможность их посещения есть только
очень очень нерегулярная (ну, например, 2-3 раза подряд, а потом 2-3
недели перерыв)?
Ответ: Ребенку в группе работать интересно будет всегда, при любом режиме
посещения, однако некоторые дети необычайно педантичны, и им легче жить
по какому-то режиму (пусть и не очень четкому). Желательно, конечно,
более систематическое посещение, допустим, один раз в неделю, но
регулярно, однако поручится за результат педагог здесь не в силах.
Конечно, если в семье пространство (игрушки, рабочие материалы и
психологическая атмосфера семьи в целом) построено по-монтессорийски,
то даже эпизодическое посещение группы станет большим подспорьем в деле
развития и воспитания ребенка. В другом случае, ребенок, конечно,
приобретет оределенные знания и навыки, будет знаком со свойствами
предметов и т.д., но социальный компонент (умение общаться с другими
людьми в рабочей обстановке, самостоятельно выбирать материал и
планировать свою деятельность, планировать свое будущее (часто мы
говорим детям, что они продолжат заниматься чем-либо на следующем
занятии, и они, особенно старшие, очень хорошо это помнят) и др.),
скорее всего, сформируется не в полной мере.
В данном случае, все
зависит от заинтересованности родителей, бывает, что опыт необходим, а
с его получением трудности (абсолютно разного плана, от материальных
до нехватки времени), тогда, есть смысл прийти, хотя бы для того, чтобы
понять, что с ребенком может происходить с разных условиях, на что он
еще способен, и, главное, чем ему могут при этом помочь близкие
взрослые.
4. стоит ли посещать занятия, если в семье в целом не придерживаются и не собираются придерживаться принципов монтессори?
Ответ: Стоит, конечно, если есть желание, но родители изначально должны
быть готовы принять результат. Диапозон этих результатов напрямую
зависит от того, каким именно образом «принципов Монтессори не
придерживаются и не будут». Принципы, предложенные Марией Монтессори
весьма демократичны по своей сути, и не ущемляют прав взрослых,
предоставляя детям те же права (общаемся на равных).
В семье с
авторитарным стилем управления, ребенок рискует приобрести, посещая
группу, где все позволено решать самому, невротические наслоения.
Поэтому, кстати, в первой анкете мы срашиваем о единстве требований к
ребенку в семье. Очень сложно малышу понять происходящее в данном
случае, вплоть до болезненных состояний, хотя в подобных семьях
невротические реакции разной степени выраженности у детей формируются в
любом случае, и группы тут не при чем.
При демократическом стиле
родители получат на выходе вполне самостоятельного ребенка, но, как
правило, эти родители интуитивно придерживаются принципов Монтессори и
осознанно ведут ребенка именно в такую группу.
Это, конечно два
полярных варианта, есть и варианты где-то между, но каждый конкретный
должен рассматриваться индивидуально, а в целом родители должны знать,
что общение «по-монтессорийски» это просто гармоничное, демократичное,
уважительное общение с ребенком на равных. Никакой особой магии и
заковырок здесь нет, но просто традиционно, в том времени, где
воспитывались мы, было принято обучать и назидать ребенка, как
некоторую заготовку взрослого человека, которая будет жить потом, когда
научится это делать, а не принимать его изначально как личность которая
начинает жить сразу и заслуживает уважения даже не с рождения, а с
зачатия.
5.
если нет возможности всегда ходить с мамой, а иногда с бабушкой, иногда
с папой - это не ухудшит качество занятий? может быть правильнее вообще
пропускать, когда мама не может?
Ответ:Если все перечисленные взрослые одинаково близки и знакомы ребенку,
если они принимают принципы и правила работы в группе, если им нравится
идея заниматься в группе с ребенком, то ребенок принципиальной разницы
не почувствует, особенно если ему сразу объяснить, кто, когда и почему
с ним будет ездить на занятия. То есть пропускать занятия в данном
случае нет причины. Если же кого-либо из перечисленных родственников
эта идея не радует ни при каких условиях, то лучше не испытывать
родственников на прочность, родственники и нервная система ребенка
дороже. Здесь лучше согласовать с педагогом приемлемое расписание
посещения занятий.